Самым молодым победителем Эвереста стал 18летний непалец Самбу Таманг  участникитальянской экспедиции 1970 года. К этому слелует до бавить, что самым «урожайным» был 1975 год, ког да цели достигли пятнадцать спортсменов. С этими данными пришел мировой альпинизм к юбилейному году Эвереста.

            В столице Непала  Катманду с 29 мая по 4 июня отмечалась неделя Сагарматхи (Эвереста). Главными героями праздника, естественно, стали покорители вершины. На торжествах, куда пригла сили всех победителей, присутствовал 31 восходи тель из разных стран, и в их числе девять шерпов во главе с легендарным Норгеем Тенсингом. Другой первовосходитель, Эдмунд Хиллари, отсутствовал на юбилейных торжествах в Капланду, он был в это время в Лондоне, где тоже отмечалась эта дата.

            В Непале были выпущены юбилейная серия почтовых марок и памятные значки. Но главным событием юбилейного года стало ре кордное число восхождений на вершину всех вершин. На Эверест в 1978 году без жертв поднялось 25 пред ставителей семи стран (9 весной и 16 осенью)  Австрии, Италии, Непала, Польши, Франции, ФРГ и Швейцарии. Причем впервые заветной цели до стигли альпинисты Австрии, Франции, ФРГ и Поль ши.

            Первой в юбилейном году выступила на штурм вершины мира экспедиция, организованная Союзом альпинистов Австрии под руководством Вольфганга Найрца  опытного восходителя, возглавляющего австрийские гималайские экспедиции на восьмиты сячники Манаслу, в 1972 году, и Макалу, в 1974 году. Хорошо подготовленная и оснащенная группа альпинистов из одиннадцати человек, включая вра ча, кинооператора и фотокорреспондента из ФРГ, ко торых сопровождало 250 носильщиков, в марте с большими трудностями преодолели ледник Кхумбу. На пути к вершине (через южное седло) было орга низовано пять лагерей на высотах: 6000, 6400, 7200, 7986 и 8500 м.

            25 марта начальник экспедиции Найрц созвал всех участников в свою палатку и задал лишь один    вопрос: «Что нам делать, если кто либо погибнет, идти дальше или возвращаться?» Известный альпинист высотник Рейнхольд Месснер, покоривший уже пять восьмитысячников, ответил: «Если я погибну, сбросьте меня в ледниковую трещину и идите дальше». Десять его товарищей в знак согласия утверди тельно кивнули головой.

            Штурм начался. Восхождение совершалось че тырьмя группами, причем особо сложную и опасную задачу поставила перед собой двойка Петер Хабелер и Рейнгольд Месснер. Они решили впервые в исто рии штурмовать Эверест без использования кислоро да, как при восхождении, так и во время ночлега. Многие специалисты, в том числе и врачи, считали эту идею абсурдной и обреченной на провал.

            3 мая, выйдя при отличной погоде из лагеря на высоте 8500 м, после пятичасового подъема высшей точки планеты достигли шерп Анг Пху и трое авст рийцев: В. Найрц, Р. Шауэр (это был его третий восьмитысячник) и Х. Бергман. Кислородом они пользовались с высоты 7200 м.

            Когда первая группа победителей спустилась в лагерь II, Хабелер и Месснер начали оттуда свой ис торический бескислородный штурм. Седьмого мая они достигли лагеря IV на южном седле (7986 м), туда их провожали трое шерпов и известный английский альпинист Эрик Джонс. Он вел киносъемку во время всего пути.

            Вот как описывает свое восхождение Петер Хабелер: «Хотя мы шли без кислорода, самочувствие бы ло хорошее, но когда ночью началась настоящая буря, мы почти не спали. Остро ощущался недоста ток кислорода. У меня похолодели ноги, и я не мог согреться. (Дело в том, что ночью во время сна не достаток кислорода зачастую ощущается больше, чем во время движения. При попытке заснуть аль пинист начинает задыхаться, как выброшенная на бе рег рыба.) В 3 часа утра Месснер начал кипятить чай, этот день был для нас решающим, мы знали, что на еще одну  третью попытку у нас не хватит сил. В 6 часов утра с «кошками» на ногах мы вы шли на штурм вершины, минуя лагерь V на высоте 8500 м. Ветер не стихал. Моим первым желанием было повернуть назад, трудно было себе представить, как можно пройти в этих условиях хотя бы 100 метров. В ногах чувствовалась свинцовая усталость. Уже после 20 метров надо было останавливаться на отдых. Быть может, мы совершили ошибку, что начали штурм с высоты 8000 м, а не из лагеря V (8500 м). Ведь мы шли без кислорода! Вскоре мы почувствовали, что наш организм постепенно начинает привыкать, а вернее, перестраиваться и приспосабливаться к голодному кислородному пайку. Мы все время делали круговые движения руками, разгоняя кровь, я старался двигать пальцами ног.

            <<                Оглавление                >>