Обстоятельства их гибели неизвестны по сей день. Окончились неудачей и последующие, в основном немецкие экспедиции. В 1934 и 1937 годах На пути к вершине произошли две самые грандиозные катастрофы в истории мирового альпинизма.

      В июле 1934 года участники немецкой экспедиции во главе с Вилли Мерклем, преодолев лавиноопасные склоны и все сложные участки пути, были близки к желанной цели и уже видели себя победителями первого восьмитысячника. 6 июля П. Ашенбреннер и Э. Шнейдер при организации последнего лагеря достигли высоты 7850 м. От главной вершины их отделял безопасный, простой подъем около одного километра по горизонтали. Штурм был намечен на следующий день, и они вместе с начальником экспедиции, двумя товарищами и одиннадцатью носильщиками-шерпами спустились в хорошо оборудованный лагерь на высоте 7480 м. Но тут, как это в высоких горах случается часто, вмешалась проклятая непогода. Ночью разразилась снежная буря. Двое суток провели альпинисты в засыпанных снегом крохотных палатках на высоте 7500 м. Непогода не утихала. Тогда пятеро альпинистов и сопровождавшие их носильщики начали спуск. Вперед для прокладки пути вышли наиболее опытные восходители - Шнейдер, Ашенбреннер и трое шерпов. Но, забыв о высоком ,цолге, они бросили своих товарищей на произвол судьбы. Более сильные Шнейдер и Ашенбреннер вдвоем ушли вниз. Чудом удалось спастись еще пяти шерпам, получившим тяжелые обморожения.

      Девять восходителей - шестеро шерпов и трое немецких альпинистов, включая начальника экспедиции Вилли Меркля,- погибли медленной и мучительной смертью от холода и голода. Девять дней длилась эта трагедия.

      Во время очередной немецкой экспедиции 1938 года на гребне Нанга-Парбата альпинисты нашли ледовую пещеру, а в ней двоих замерзших людей. Внизу лежал начальник экспедиции Меркль, а сверху, согревая егО до последней секунды жизни, носильщик Гей Лей.

В куртке Меркля была записка товарищам, оставившим их погибать здесь, в этом царстве льда, снега и стужи.

 

                                 Нанга Парбат

      В 1937 году этим же путем по ущелью Ракхиот на штурм коварной вершины устремилась очередная немецкая экспедиция во главе С Карлом Вином. Путь был хорошо известен, и всем казалось, что на этот раз первЫй восьмитысячник будет покорен. Но... опять в судьбу вмешалось «но». В ночь на 15 июня перед решающим броском в лагере IV на высоте около 6200 м собрались семеро альпинистов и девять шерпов. Пра хорошей погоде все спокойно расположились в своих палатках. А в полночь спящих не стало: они погибли под ледяным обвалом с пика Ракхиот, который обрушился на лагерь.

      Прилетевшая вскоре небольшая экспедиция нашла почти всех погибших и похоронила их там же, в снегу.

      Об этой трагедии было написано много. Высказывались самые разные мнения и даже такие - «демон Гималаев», «рука господа», «странная случайность» и, наконец, судьба. Факт остается фактом: восходите.ли погибли. Как утверждают специалисты, буквально в сотне метрах от места катастрофы на широком фирновом плато была совершенно безопасная площадка...

      В 1950 году зимой на склонах вершины замерзлн еще двое англичан, совершенно не подготовленных к такому восхождению.

      И только через 58 лет после первой попытки, 3 июля 1953 года, Нанга-Парбат покорился человеку. Именно человеку, а не людям. На вершину без кислорода поднялся известный 29-летний австрийский альпинист, участник австро-германской экспедиции Герман Буль.

Очень бы хотелось о нем сказать: «Он поднялся на знаменитую вершину в гордом одиночестве», но, увы, он на вершину... вполз.

      Последний путь штурма был трудным и долгимБуль преодолел 1225 м по вертикали и 6000 м по проТяженности. Он вышел в 2 часа ночи, а достиг цели в 7 часов вечера. Семнадцать часов провел альпинист на ЗЫсоте более семи километров над уровнем моря и практически без продуктов. Его напарник О. Кемптер, у Которого в рюкзаке были продукты на двоих, с полпути повернул вниз, ничего не оставив товарищу. Это было сверхтяжело даже для такого многоопытного альпиниста, как Герман Буль.

 

        <<     Оглавление     >>