НОВЫМИ ПУТЯМИ

 

            Каждый год, обычно весной, когда в горах затихают страшные северо-западные ветры и еще не начали свою разрушающую работу муссоны, дующие с Индийского океана, лучшие альпинисты снова выходят на самый Высокий стадион мира, на штурм гималайских гигантов. И мечтой каждого альпиниста остается покореиие Эвереста. Более 80 восходителей побывали на вершине всех вершин. Большинство восхождений совершалось по классическому маршруту, через южное седло, но альпинисты стали усложнять задачу, ставя целью подняться на вершину нехоженым путем. До 1978 года на Эверест было проложено четыре маршрута: 1953 год классический, через южное седло (первовосхождение) , 1960-й с севера (со стороны Тибета), 1963-й с запада, 1975-й по юга-западной стене.

            В 1979 году югославские альпинисты проложили пятый путь. Получив разрешение правительс:тва Непала, они решили штурмовать вершину по еще не пройденному и трудному маршруту западному шестикилометровому гребню от перевала Лхолш, который англичане посчитали непроходимым. Пытаясь в 1974 году по этому гребню достичь вершины Эвереста, погибли сметенные лавиной руководитель французской экспедиции Жера р Девуассу и пятеро шерпов.

            Группа югославских восходителей из 25 человек, в числе которых было два врача, два радиста, два журналиста, кинооператор и художник, отправилась из Любляны 27 февраля, имея с собой 18 т груза. Доставить его наверх в Непале им помогали 700 носильщиков и 20 проводников.

            На пути к вершине было организовано пять лагерей. После двух попыток первыми, выйдя из штурмового лагеря на высоте 8500 м 13 мая, вершины Эвереста в 13 часов достигли двое участников экспедиции: 27-летний учитель гимназии Эрнец ЗаПJIОТНИК и 22-летний студент высшего училища физкультуры Андрей Шремфель. Штурм проходил в очень сложных условиях, бушевала непогода, сила ветра достигала 130 кмjчас, а температура упала до минус 350. Спуск прошел успешно.

            Через два дня, несмотря на неустойчивую погоду, из того же лагеря на штурм вышла вторая группа: 38-летний механик Стане Белак, 28-летний электротехник Стине Божич и руководитель шерпов Анг Пху. Погода резко ухудшил ась, но тройка достигла цели. На спуске их застала ночь, которую пришлось провести под вершиной без палатки и спальных мешков. Утром к ним на помощь выступила двойка альпинистов. Но пока они подоспели, погиб Анг Пху. сорвавшись в 1500-метровую пропасть. Совершенно обессиленные Белак и Божич с помощью товарищей добрались до штурмового Лагеря.

            По статистике английских специалистов, .Анг Пху сорок четвертая жертва Эвереста. Это было второе восхождение на вершину опытного альпиниста-шерпа. Впервые Лнг Пху поднялся на Эверест в 1978 году в составе австрийской экспедиции под руководством Найрца.

            Трагическая гибель Анг Пху омрачила радость победы, но надо отметить, что героическими усилиями альпинистов IОгославии в историческом списке покорителей третьего полюса земли прибавилось еще пять новых имен.

            К началу 1980 года успеха на Эвересте до бились семнадцать экспедиций с участием альпинистов пятнадцати стран. Одиннадцать из них достигли вершины в мае, две в сентябре и четыре в октябре.

            За всю историю покорения Эвереста была предпринята единственная попытка штурма вершины в середине ноября в 1972 году опытными британскими альпинистами во главе с К. Бонингтоном, которая, как известно, не удалась, после чего Крисс Бонингтон не советовал никому пытаться покорить вершину мира зимой. Такого же мнения были многие специалисты.

            Вопреки всем советам и мнениям альпинисты Польши в 1980 году решились на этот смелый, но рискованный шаг штурм гималайского гиганта в зимних условиях.

            Надо сказать, что у польских альпинистов был уже богатый опыт высотных восхождений в Гималаях и других горных районах мира, а также и зимних. Напомню лишь о некоторых достижениях: 1939 г. Нанда-Деви Восточная (7434 м), 1967 г. -пик Ленина (7134 м), 1971 г. Кхианг Киш (7852 м), 1972 г.пик Коммунизма (7495 м), 1973 г. в зимних условиях Нушак (7492 м), 1974 г. Конгбачен (7902 м), 1979 г. Лхоцзе, главная вершина.

            Экспедиция была организована Национальным альпинистским клубом Польши. Поскольку разрешение непальского правительства было получено в Варшаве с большим опозданием и выдано на срок с 1 декабря по 15 февраля 1980 года, на подготовку экспедиции времени оставалось крайне мало. Только в первой половине декабря 19 сильнейших спортсменов смогли вылететь в Непал.

            Уже в конце месяца был создан базовый лагерь на леднике Кхумбу и установлена постоянная радиосвязь с Варшавой. В январе знаменитый ледопад оказался оголенным. Снежные мосты, обычно соединяющие края широких ледниковых трещин, рухнули. Все это очень усложнило преодоление ледопада.

            Несмотря на все трудности и плохую погоду, первые три лагеря на высотах 6000, 6500 и 7150 м были созданы быстро, с 8 по 15 января, а вот для организации четвертого лагеря на южном седJJе (7986 м) понадобился почти месяц.

            Свирепствовала непогода. Начались бури. Скорость ветра достигала ураганной силы до 200 км/час

            (55 м в секунду). Его порывы не раз разрушали ла. геря и рвали в клочья палатки. Время шло, поджимали сроки, начались простудные заболевания, и надежды на успех таяли с каждым днем.

            В этих условиях стало ясно: рассчитывать на успех можно было только одной' штурмовой двойки. Важно было покорить вершину, а кому это удастся, значения не имело. С этим были согласны все участники экспедиции.

            Только 11 февраля двойка польских альпинистов установила палатку на южном седле, создав лагерь IV. Это уже было большим успехом. Но после страшной ночи, проведенной в этом лагере, где они не смогли даже приготовить горячую еду, двойка спустилась.

            Срок, разрешенный Непалом на восхождение, истекал 15 февраля и, хотя власти продлили его еще на два дня, надежды на успех было мало.

            Наступило 17 февраля последний разрешенный для восхождения день и последний шанс на успех этого небывалого по своей смелости штурма. К решающей попытке на южном седле готовилась двойка, 29-летний инженер-геодезист Лешек Чихий и За-летний инженер-электрик Кшиштоф Велицкий. Ночь была тяжелой. Термометр снаружи показывал минус 420. В половине пятого утра, когда кончился запланированный на ночь запас кислорода, они выступили. Идти предстояло по гладкому, как стекло, льду, покрытому тонким слоем свежевыпавшего снега, при штормовом ветре и морозе до 500.

            Девять часов понадобилось двум героям, чтобы впервые зимой, выйдя с южного седла, достичь вершины Эвереста. По радио они сообщили о своей победе, добавив при этом: «Если бы речь шла не о первом зимнем штурме Эвереста, мы бы еще внизу отказались от этой затеи». Трудно описать радость всех членов экспедиции, каждый из которых принял посильное участие в овладении вершиной.

            На вершине Чихий и Велицкий провели 40 минут. В специальном контейнере они нашли записку Рея Генета, в которой он просил следующих восходителей позвонить ему на Аляску по телефону или написать письмо... В этом контейнере восходители оставили свою записку и термометр, показывающий минус 550. Ниже деления на термометре не было.

            Спуск победителей был очень тяжелым и опасным, двигались со страховкой. На южном седле у альпинистов кончился кислород. До 20 часов за минут никаких сообщений в базовый лагерь не поступало. Все молча ждали известий и уже начали терять надежду, кш< раздался голос Чихого с южного седла: «Я В палатке, Велицкий подходит, ужасно устали». Через два дня все были уже в базовом лагере.

            Первое зимнее восхождение на высотный полюс земли альпинистов Польши является выдающимся достижением мирового альпинизма. Надо ожидать, что теперь, когда возможность невозможного доказана, появятся желающие повторить зимний успех восходителей Польши на Эверест и другие восьмитысячники.

            Не успели возвратиться домой участники зимнего восхождения, как в начале марта в Непал вылетели восемь участников очередной эверестской экспедиции. Ее снова возглавлял неутомимый Анджей Завада.

            Польские альпинисты и на этот раз решили усложнить задачу и подняться на вершину новым путем: по скальному южному гребню, поднимающемуся почти отвесно к южной вершине.

            19 мая, выйдя из лагеря V на высоте 8500 м, цели достигли Анджей Чок и Ежи Кукучка. Погода была неустойчивой, временами шел снег при умеренном ветре. На вершине альпинисты провели 50 минут.

            Вторая группа совершить восхождение не успела, так как истек срок, разрешенный правительством Непала на проведение экспедиции.

            Пять представителей Польской Народной Республики, и в их числе одна женщина, покорили без жертв высотный полюс Земли, что безусловно выдвинуло их на одно из первых мест среди альпинистов-высотников.

            Многочисленные экспедиции в Гималаи, и в частности в район Эвереста, успели замусорить девственные ледники, снега и горы и нанести окружающей среде значительный урон. Докладывая об этом на заседании комиссии ЮНЕСКО, представитель Непала Камал К. Шреста сообщил: «Альпинистские маршруты, ведущие к вершинам Гималаев, становятся похожими на тропинки, проходящие через мусорные свалки. Повсюду можно увидеть пустые консервные банки, разбитые бутылки, обрывки бумаги, остатки продуктов. Многочисленные альпинистские группы, совершая восхождения на эти вершины, нисколько не заботятся о сохранении своеобразной природы в этих местах. В частности, разведение альпинистами лагерных костров привело к тому, что почти полностью вырублены и без того редкие в этих местах деревья». По оценке Шреста только за один год в кострах сгорает около 800 кубометров деревьев.

            Любопытны наблюдения польского журналиста, участника зимней экспедиции на Эверест в феврале 1980 года: «Весь классический маршрут на Эверест походит на одну длинную свалку. Здесь оставлены тонны отходов. Трудно найти чистое место для палатки и чистый кусок льда ~ля приготовления воды. Его приходится носить издалека. На леднике Кхумбу на каждом шагу встречаются рваные вереВIШ, палатки, ботинки и т. п. Особенно загрязнены западный цирк и южное седло.

            Весной, летом и осенью все покрыто снегом, а зимой, когда сильные ветры его сдувают, все обнажается. Польская экспедиция насчитала здесь около 300 кислородных баллонов, более 500 баллончиков для газовых примусов, сотни консервных банок и пластмассовых мешков». Все это, конечно, немного приукрашено и преувеличено, но общая картина, видимо, близка к истине.

            Правительство Непала по мере сил борется с этими уродливыми явлениями. Приняты специальные законы, регулирующие порядок проведения восхождений в Непальских Гималаях и обеспечивающие сохранение окружающей среды. Законы предусматривают различные наказания вплоть до запрета на въезд в Непал провинившихся на 5-10 лет и денежные штрафы.

            Повысилась также стоимость разрешений на восхождение. Если раньше за восхождение на Эверест надо было внести в казну Непала 10 000 рупий, то теперь приходится уже платить 15 000 (около 1000 руб.). Повысились взносы за восхождение и на другие вершины.

                        *          *          *

            Весна 1980 года принесла успех еще двум экспедициям. После многолетней подготовки на Эверест с севера, со стороны Тибета, поднялись японские альпинисты. Они были первыми, кому правительство Китая разрешило восхождение со своей территории по пути первых английских экспедиций, так и не достигших цели. Как известно, китайские альпинисты поднимались этим маршрутом уже дважды в 1960 и в 1975 годах.

            Третьего мая вершины достиг 31-летний Ясуо Като. На восхождение он затратил... 60 дней. Последние 600 м Като преодолел один в условиях непрерывного снегопада. После этого восхождения он стал первым и пока единственным альпинистом, который поднялся на Эверест с обеих сторон в 1973 году с юга через Непал, а теперь с севера.

            Десятого мая вершины достигли еще двое участников этой же экспедиции: Токаши Озаки и Тзунео Шигехиро. Причем поднялись они новым, уже седьМЫМ маршрутом по северной стене над ледником Ронгбук.

            Через несколько дней, 14 мая, с юга, по классическому пути (через южное седло) успеха добился представитель Испании баск Мартин Цамболето. С ним поднялся шерп Пазанг Пемба. Напомню, что первая попытка штурм а вершины в 1974 году успеха испанцам не принесла.

            <<                Оглавление                >>