Эта на первый взгляд небольшая ошибка неправильная раскладка во времени стоила очередных, шести жизней.

            После гибели руководителя его заместитель и верный спутник по многим экспедициям Жорж Пэйо свернул экспедицию и отправился на родину с печальным известием.

            В конце этой главы в виде эпилога мне хочется поместить следующее изречение: «На Эвересте нет победителей, есть только оставшиеся в живых». Сказано, конечно, чересчур категорично, но, к великому огорчению, нередко случается именно так.

 

ЖЕНЩИНЫ НА ЭВЕРЕСТЕ

 

            Раньше или позже это, конечно, должно было случиться. Как и во всех других областях человеческой деятельности, в том числе и в спорте, женщины хотят утвердить свое Я. Не новички они и в альпинизме. В конце лета 1959 года, в краткий период затишья между летними и Зимними муссонами из Катманду выступила альпинистская экспедиция. Это была первая в истории альпинизма женская высотная экспедиция. Двенадцать отважных спортсменок пяти национальностей решили покорить один из гималайских восьмитысячников вершину Чо-Ойю.

            После длительного перехода экспедиция в сопровождении 170 носильщиков достигла подножия вершины. На склонах горы спортсменки разбили три промежуточных лагеря и забросили туда продукты. Предстояло организовать четвертый штурмовой лагерь. За это взялись руководитель экспедиции, известная французская альпинистка Клод Коган и ее подруга, неоднократная чемпионка Бельгии по слалому Клодин ван дер Штратен.

            Когда спортсменки были уже близки к цели, солнце скрылось за темными тяжелыми тучами. Пошел снег. Кругом все загудело, как в гигантской аэродинамической трубе. И все же альпинистки в сопровождении одного носильщика-шерпа достигли высогы около 7000 м и разбили там штурмовой лагерь. На другой день двое носильщиков по пытались доставить передовому отряду продукты, но попали в лавину. Один из них погиб, второй вернулся обратно.

            В горах разыгралась снежная буря. Ветер достиr ураганной силы. Трое смельчаков остались отрезанны' ми от всего мира. Десять суток не могли пробиться к ним спасательные отряды. Только 10 октября, когДа буран немного утих, людям удалось добраться туда. Там, где недавно был разбит четвертый лагерь, взору представился лишь гладкий, засыпанный снегом склон. Ни палаток, ни вещей, ни людей.

            Дальнейшие поиски не дали результатов. В горах наступила зима. Участницы восхождения, дочери Тенсинга, знаменитого покорителя Джомолунгмы, сильно обморозились. Экспедиции пришлось возвращаться домой.

            Итак, маленькой хозяйки ателье мод из Ниццы, «самой «высокой» женщины на земле», как ее называли, не стало. Она, как ранее и ее супруг, нашла свою могилу на склонах любимых гор.

            С тех пор прошли годы. Гималайские гиганты приняли немало жертв. Но ни эти жертвы, ни ураганные ветры, морозы и лавины не смогли охладить интерес представительниц слабого пола к высоким горам планеты. Здесь уместно напомнить, что в числе девяноста девяти советских альпинистов, покоривших все четыре семитысячника нашей Родины и получивших право называть себя «снежными барсами», пять женшин: Л. Аграновская, Г. Рожальская, Н. Луговская, Р. Беззубкина и Э. Насонова.

            Японцы, дважды покорившие Эверест, решили удивить мир и организовали весной 1975 года первую женскую экспедицию на высочайший пик, в которой участвовало пятнадцать спортсменок. ЭкспедициеЙ руководила Энко Хисано.

            16 мая по традиционному маршруту через южное седло в 12 часов 30 минут вершины достигла 35-летняя Юнко Табей и 27-летний шерп Анг Тцеринг. Проведя на вершине 50 минут, они в 16 часов 50 минут вернулись в штурмовой лагерь на высоте 8500 м.

            Начав восхождение в 6 часов утра, Юнке, чтобы преодолеть последние 348 .м, потребовалось 6 с половиной часов. Не дойдя до вершины 50 м, японская альпинистка, увязнув в глубоком снегу, упала.

        <<          Оглавление          >>